Сведения о государственных и отраслевых программах

«Сведения о государственных и отраслевых программах, концепциях, доктринах, программах и планах развития территорий, стратегических планах, стратегиях и планах развития соответствующей отрасли, проектах целевых программ и концепций»

Концепция

проекта Закона Республики Казахстан «О гарантировании профессиональной ответственности медицинских работников в Республике Казахстан»

1. Название законопроекта

«О гарантировании профессиональной ответственности медицинских работников в Республике Казахстан».

2 .Цели принятия законопроекта

Законопроект разрабатывается в целях:

  • обеспечения защиты имущественных интересов медицинских работников в случае возникновения материальной ответственности медицинского работника за причинение вреда жизни или здоровью, при отсутствии в их действиях вины;

  • обеспечения защиты имущественных интересов субъектов здравоохранения;

  • защиты прав граждан на возмещение вреда здоровью;

  • улучшения качества оказания медицинских услуг;

  • создания условий для появления и дальнейшего развития новой системы гарантирования профессиональной ответственности;

3. Предмет регулирования законопроекта

Предметом регулирования являются отношения, возникающие в связи с осуществлением обязательного медицинского страхования, в том числе определения правового положения субъектов обязательного медицинского страхования и участников обязательного медицинского страхования, основания возникновения их прав и обязанностей.

4. Структура законопроекта

Законопроект состоит из 27статей, 4 Глав:

Глава 1 – Общие положения;

Глава 2 – Правовой статус Фонда гарантирования ответственности медицинских работников;

Глава 3 — Форма и порядок осуществления гарантирования гражданско-правовой ответственности медицинских работников;

Глава 4 – Заключительные положения.

5. Предполагаемые правовые и социально-экономические последствия в случае принятия законопроекта

Принятие данного законопроекта создаст благоприятные условия для обеспечения конституционных прав граждан на полноценное медицинское обслуживание, в том числе защиту имущественных прав пациентов, а также создаст правовые основания для формирования инструментов и механизмов, обеспечивающих реализацию института гарантирования профессиональной ответственности медицинских работников.

Принятие предлагаемого законопроекта не повлечет за собой возникновения каких-либо отрицательных правовых и социально-экономических последствий.

6. Необходимость одновременного (последующего) приведения других законодательных актов в соответствие с разрабатываемым законопроектом

Принятие законопроект потребует внесения изменений в:

  1. Кодекс Республики Казахстан об административных правонарушениях;

  2. Кодекс Республики Казахстан О налогах и других обязательных платежах в бюджет;

  3. Кодекс Республики Казахстан О здоровье народа и системе здравоохранения;

7. Регламентированность предмета законопроекта иными нормативными правовыми актами

Предмет законопроекта регламентирован Гражданским Кодексом Республики Казахстан, Кодексом Республики Казахстан «О здоровье народа и системе здравоохранения».

8. Наличие по рассматриваемому вопросу зарубежного опыта

Изучение зарубежного опыта гарантирования профессиональной ответственности медицинских работников показало, что во многих развитых странах запада гарантирования профессиональной ответственности медицинских работников практиковалось еще в начале XX века.

Изучив международный опыт гарантирования ответственности работников здравоохранения, выделяя такой критерий как источник финансирования, следует четко очертить две различные модели: рыночная модель и социальная модель, а также пути реализации по страховому пути и по пути гарантирования.

В странах, где большинство медицинских услуг финансируется за счет государства, как правило, медицинские работники в меньшей степени полагаются на частный рынок страхования профессиональной ответственности. Соответственно, в таких государствах функционирует социальная модель страхования профессиональной ответственности медицинских работников. Социальная модель предполагает большую ответственность со стороны государства в части финансирования и управление системы страхования, которая осуществляется с помощью одного централизованного агента – фонда. Одним из ярких примеров социальной модели страхования является модель Швеции, которая была введена в 1975 году. В Швеции Ассоциация по страхованию пациентов предоставляет услуги по страхованию ответственности медицинских работников. Другим примером служит модель, функционирующая в Канаде. Канадская медицинская ассоциация по защите медицинских работников (далее — КМАЗ) – это некоммерческая медицинская ассоциация по гарантированию ответственности своих членов, КМАЗ была основана в 1901 году. Ассоциация предоставляет услуги по обучению, консультации, юридической защите и выплате компенсации 95% практикующих врачей в Канаде, которые являются ее членом.

В странах, где частная практика предоставления медицинских услуг превалирует над государственным, частные рынки играют большую роль в осуществлении страхования профессиональной ответственности медицинских работников. Рыночная модель страхования привносит большую ответственность на рыночные механизмы, нежели на государственные органы. Примером рыночной модели служит модель страхования Федеративной Республики Германии. На рынке Германии функционируют около 10 частных страховых компании, которые предоставляют услуги по страхованию профессиональной ответственности медицинских работников. Местное законодательство обязывает поставщиков медицинских услуг приобретать соответствующий страховой полис.

Другим критерием разграничения моделей страхования ответственности работников здравоохранения выступает практика обвинения медицинского работника и применения в отношении него каких-либо взысканий. Согласно данному критерию выделяют: систему «вины» и систему «без вины». В большинстве стран ОЭСР медицинская халатность оценивается на основе разработанной и широко используемой в законодательстве и в судебной практике интерпретации «вины». Система «вины» предполагает, что при обоснованности жалобы пациента виновный медицинский работник претерпевает определенные неблагоприятные последствия своего проступка: штрафные санкции, выговор, обучение — повышение квалификации, лишение лицензии и др. Система вины в силу своей специфики для применения санкции в отношении медицинского работника требует наличия судебного решения. Данная модель успешно осуществляется в США, Японии, Великобритании, в Канаде и в ряде других стран.

Альтернативой системе «вины» выступает – система «без вины». Это система функционирует в ряде стран ОЭСР и основана на системе компенсации без вины. В этих странах, оценка ответственности медицинских работников судом не является предварительным условием для предоставления компенсации пострадавшим пациентам. Отправной точкой для осуществления компенсации, как правило, является наличие самой травмы или факт того, что эта травма могла бы быть предотвратима. Компенсация пострадавшим пациентам финансируется из частных источников через коммерческие и некоммерческие страховые организации (в Дании, Финляндии) или государством (Швеция и Новая Зеландия).

Так, в Швеции в основном жалобы от пациентов поступают в Ассоциацию по страхованию пациентов, которые занимаются рассмотрением жалобы и выплатой компенсации в случае их правомерности и не предусматривают неблагоприятные последствия для медицинского работника

Опыт западных стран, осуществляющие внедрение и развитие системы страхования профессиональной ответственности медицинских работников на протяжение длительного периода, является бесценен для внедрения и развития системы страхования в Республике Казахстан.

Вместе с этим, каждая страна сама определяет модельгарантирования ответственности медицинских работников, с учетом особенностейсистемы здравоохранения страны и экономики в целом, что являются следствием уникального развития каждого государства.

9. Предполагаемые финансовые затраты, связанные с реализацией законопроекта

Принятие законопроекта повлечет финансовые затраты из государственного бюджета Республики Казахстан. Данные расходы будут определены на основании актуарных расчетов. Актуарные расчеты проводятся на основании методики расчета страховой премии для обеспечения адекватного получения гарантий.

В качестве основных составляющих базового показателя могут быть определены:

  1. бюджет медицинской организации;

  2. уровень сложности лечебно-диагностических манипуляций;

  3. среднегодовое количество пациентов субъекта здравоохранения;

В качестве коэффициентов нагрузки к базовому показателю могут быть определены:

  1. среднегодовое количество медицинских работников в разрезе по категориям персонала /врачи, средний медицинский персонал/;

  2. стаж работы медицинских работников по специальности;

  3. уровень профессиональной квалификации работников (категории);

  4. уровень материально-технического оснащения субъекта здравоохранения;

  5. виды предоставляемой медицинской помощи;

  6. оплата стоимости услуг экспертной организации (экспертных комиссий);

  7. другие факторы, определяющие риск наступления гарантированного случая.

Возможно, потребуется разделение медицинских специальностей на классы или категории по степени риска неблагоприятного исхода лечения.

Версия для слабовидящих
Версия для слабовидящих